В ожидании "судного дня"

12.09.2006 [Источник]

У отечественного судостроения появился повод для оптимизма: военно-промышленная комиссия при российском правительстве планирует в ближайшее время рассмотреть стратегию развития отрасли. Последние годы участие государства ограничивалось размещением ряда заказов для ВМФ. В результате по гражданскому судостроению Россия сейчас находится в третьем десятке странпроизводителей.

Судостроительный рынок Поволжья — это портрет отрасли в миниатюре. Здесь представлены все ее основные направления: проектирование, строительство военных, гражданских судов разного класса, технических и вспомогательных плавсредств, судоремонт. Столь же типично состояние экономики регионального сектора: из трех десятков предприятий успешных всего тричетыре, а большинство верфей радуется получению экспортных заказов на постройку пустых судовых корпусов. Самым рентабельным в отрасли — до 20 — 30% — остается военное судостроение, постройка гражданских кораблей дает заводам не более 5% рентабельности.

Для повышения эффективности гражданского судостроения нет универсального рецепта, здесь важно все — инвестиции, технологии, уровень профессионализма менеджмента и рядовых работников. Консолидация активов, выстраивание внутренних связей между проектантами и судостроителями, модернизация технических мощностей поволжских верфей и привлечение заказов — все это до сих пор целиком зависело от прихода частных стратегических инвесторов.

К настоящему времени на рынке Поволжья сформировались три холдинга с ясно выраженной стратегией развития. Группа «Морские и нефтегазовые проекты» ориентируется на строительство судов торгового флота и растущий рынок специальных транспортных плавсредств для освоения морских континентальных шельфов. «Корус-холдинг» обеспечивает судостроительную базу для развития грузовых перевозок входящих в группу судоходных компаний. Консорциум на рынке малотоннажных речных судов создала компания «Вессел Продакшн Корпорейшн», дочернее подразделение швейцарской компании Vessel Production Corporation AG. Формируя портфель заказов, холдинги инициировали и разработку новых моделей плавучих транспортных средств, привлекая к проектированию региональные КБ и инжиниринговые компании.

Нынешние собственники поволжских верфей убеждены, что для повышения конкурентоспособности отрасли частная инициатива нуждается в государственной поддержке. В первую очередь — в инструментах финансового обеспечения, которые повысили бы эффективность и коммерческую привлекательность судостроения и стимулировали российских заказчиков заключать контракты на отечественных верфях. Как отметил директор по судостроению группы «Морские и нефтегазовые проекты» Михаил Айвазов, «одной из главных особенностей судостроительного бизнеса является высокая капиталоемкость и длительность исполнения контрактных обязательств. Соответственно, вопрос цены финансового обеспечения играет существенную роль как в бюджете каждого конкретного проекта, так и в развитии отрасли в целом».

Механизм господдержки, который долгие годы только декларировался, уже начинает обретать более или менее конкретные черты. От судостроителей, в свою очередь, ждут умения не только вписаться в программы нефтегазовых и транспортных компаний, но и искать новые рыночные ниши, где намечается рост платежеспособного спроса.




[Все новости] [Предыдущая новость >>>]



Рекомендуемые схемы окраски

Быстрый выбор продукции