Реформа судостроения уже началась

31.10.2006 [Источник]

30 октября ФГУП «Адмиралтейские верфи» передали ОАО «Совкомфлот» крупнотоннажный танкер-продуктовоз «Таврический мост», в рамках контракта — шестой по счету. В ближайшее время Минпромэнерго и Минэкономразвития представят в правительство РФ предложения о структурных преобразованиях в судостроительной отрасли, а также о примерном составе создаваемых интегрированных структур в рамках стратегии развития отечественного судостроения до 2030 года. Церемонию передачи ФГУП «Адмиралтейские верфи» танкера ОАО «Совкомфлот» можно считать шагом в направлении этих преобразований.

Наведение «мостов»

Как сообщил на церемонии подписания акта передачи танкера первый заместитель гендиректора ОАО «Совкомфлот» Игорь Борисенко, общий дедвейт флота компании в настоящее время уже превысил отметку 4 млн тонн. «Таврический мост» — шестое судно в серии танкеров-продуктовозов, построенных для ОАО «Совкомфлот» на «Адмиралтейских верфях». Дедвейт танкера – 47 400 тонн, длина – 182,28 м., ширина – 32,25 м., дальность плавания – свыше 15 тыс. миль.

Танкер предназначен для перевозки в 10 грузовых танках до 5-ти различных видов груза одновременно, включая сырую нефть и нефтепродукты, и будет работать по контракту с одним из крупнейших в мире ойл-мэйджоров – компанией «Тоталь». За один рейс с полной загрузкой танкер способен перевезти количество бензина, достаточное для заправки свыше 1 млн. автомобилей-среднелитражек.

При этом Борисенко заявил, что его компания приняла решение увеличить серию танкеров этого типа, строящихся на «Адмиралтейских верфях», еще на 3 судна. И со своей стороны генеральный директор ФГУП «Адмиралтейские верфи» Владимир Александров не стал скрывать удовлетворения таким решением партнеров: «Мы рады, что «Совкомфлот» поручил нам выполнение этого заказа, и что было принято решение продолжить эту серию строительством еще трех танкеров», —подчеркнул он на церемонии.

Более того, там же были названы сроки реализации следующего контракта между судовладельцами и судостроителями. Напомним, 17 мая ОАО «Совкомфлот» и ФГУП «Адмиралтейские верфи» подписали контракт на строительство двух арктических танкеров-челноков усиленного ледового класса дедвейтом по 70 тыс тонн. Как стало известно, в настоящее время верфи работают над проектированием данного танкера и производят закупку стали. Технический проект разрабатывает компания Aker. Все проблемы и согласования техпроекта завершены, и все работы ведутся в соответствии с графиком. По словам Александрова, передать заказчику первый танкер ФГУП «Адмиралтейские верфи» планирует в мае 2009 года, а второй в октябре 2009 года.

В итоге ОАО «Совкомфлот» имеет полное право позиционировать себя как единственную российскую судоходную компанию, осуществляющую серийные заказы на строительство крупнотоннажных судов в России. «Сегодняшнее событие – это характерный пример сотрудничества российских компаний по реализации взаимовыгодного сотрудничества. Эта связка между экспортером, судостроителем и судовладельцем является залогом взаимовыгодного сотрудничества», — сказал Борисенко.

Магическая логика

Борисенко не случайно вспомнил о связке между экспортером, судостроителем и судовладельцем. Более четко на церемонии этот вопрос прояснил заместитель министра промышленного развития и энергетики Андрей Дементьев: «Один из вариантов стратегического развития мы видим в развитии так называемого треугольника: российский грузоотправитель — российский перевозчик — российский судостроитель. От такого сотрудничества мы рассчитываем получить результат».

Дело в том, что рассмотрение подготовленной Минпромэнерго долгосрочной стратегии развития отечественного судостроения предполагается на одном из ближайших правительственных заседаний. И, предваряя это рассмотрение, глава Минпромэнрго выступил с докладом в газете «Ведомости», где заявил: «Никакой господдержкой не исправить кризисной ситуации, если в этой сфере не сложился своего рода магический треугольник: грузовладельцы (грузоотправители), грузоперевозчики-судовладельцы и судостроители».

Иначе говоря, лейтмотив концепции развития отрасли – создание такого триумвирата, а сотрудничество «Совкомфлота» и «Адмиралтейских верфей» — серьезный шаг в данном направлении.

Более того, вполне логично напрашивается вывод, что при разработке будущих стратегий министерство как раз и опиралось на опыт сотрудничества двух отечественных компаний. Не зря на официальном сайте Минпромэнерго в тезисах выступления Виктора Христенко на форуме «Эксперт 400» 20 октября есть следующий эпизод: «Хорошим примером взаимодействия государственных ведомств и предприятий может служить взаимодействие ЗАО «Севморнефтегаз» (дочернее предприятие «Газпрома»), ОАО «Совкомфлот» с ФГУП «Адмиралтейские верфи» и с ФГУП «ПО «Севмаш» по созданию техники для освоения месторождения континентального шельфа «Приразломная». Мы расцениваем этот проект как пилотный и перспективный, и прикладываем, и будем прикладывать серьезные усилия по организации данного сотрудничества. Поскольку в результате реализуются достаточно крупные контракты на строительство двух уникальных танкеров и крупнейшей в отечественной практике буровой платформы».

Щепетильный вопрос

Впрочем, у данного процесса можно было бы поискать оборотную сторону. Если, например, в гражданской авиации авиакомпании не считают даже нужным скрывать, что покупают самолеты отечественного производства только под правительственным нажимом, то можно было бы предположить, что и здесь мы имеем дело с чем-то подобным.

Однако Борисенко на церемонии заявил, что «Совкомфлот» при выборе судостроительного предприятия для размещения заказа его компания не испытывала никакого административного давления: «Мы опираемся на определенный коммерческий расчет. Мы, конечно, ожидаем, что на своей верфи получим условия не хуже, чем заграницей, а иногда нам даже предоставляют и более лучшие условия, чем зарубежные судостроительные верфи».

Поэтому уже сегодня можно предположить, что государство определилось с общей направленностью будущих реформ и фактически начало продвигать уже отработанную на практике схему — «груз-судовладелец- верфь», причем все свое, родное.




[Все новости] [Предыдущая новость >>>]



Рекомендуемые схемы окраски

Быстрый выбор продукции