Cудостроители тоскуют по заказам

07.02.2007 [Источник]

Похоже, что 2007 год станет далеко не самым удачным для судостроительных заводов Северо-Запада. Сейчас практически ни одна верфь не может похвастаться новыми масштабными экспортными или внутренними заказами как на рынке коммерческих судов, так и в секторе военного кораблестроения. Исключение только одно – калининградский государственный завод «Янтарь». Ему удалось обыграть петербургскую «Северную верфь» в конкурсе на строительство трех фрегатов проекта 11 356 для военно-морских сил Индии, суммарная стоимость которых, по экспертным оценкам, может достигать и даже превышать $1,5 млрд. Первый из них уже начали строить в декабре 2006 года. В остальном северо-западные судостроители серьезными коммерческими победами пока не блещут.

Несколько лет назад такую же серию фрегатов для Индии построили на петербургском Балтийском заводе. Заказ на вторую серию этих кораблей ему было получить не суждено. После выполнения этого впечатляющего контракта предприятия вошло в контролируемую акционерам Межпромбанка Объединенную промышленную корпорацию, в которую входит также Северная верфь. Владельцы корпорации разделили заказы между двумя производственными единицами – коммерческое судостроение отдали Балтийскому заводу, а контракты на боевые корабли – Северной верфи. Именно ее все пророчили в наиболее вероятные победители тендера на вторую серию.

Однако неожиданно для всех заказ получил калининградский «Янтарь». Как объясняют в «Рособоронэкспорте» — из-за более выгодных условий выполнения контракта. Как бы то ни было, акционеры ОПК лишились весьма заметной выручки, а заодно и строчки в послужном списке, характеризующем место компании на мировом рынке боевых кораблей.

«Утешительный приз» для Северной верфи – российский государственный оборонный заказ. В минувшем году на этом заводе были заложены два корабля для ВМС РФ – фрегат проекта 22540 «Адмирал Горшков» и корвет (сторожевой корабль) «Стойкий» проекта 20380. «Стойкий» стал четвертым кораблем этой серии – первый корвет проекта 20380 находится на испытаниях, которые продлятся большую часть 2007 года. Еще два корвета находятся на стапелях, и будут строиться до 2014 года. Стоимость одного такого корабля оценивается в $150-200 млн.

Что касается фрегата, на сегодняшний день это самый долгоиграющий и наиболее амбициозный проект российского судостроения. Во–первых, его цена почти $350 млн. Во-вторых, он довольно заметно усилит мощь флота, особенно если не останется в гордом одиночестве, и будут осуществлены планы ВМС России о строительстве серии кораблей такого класса. В-третьих, подобных кораблей дальней морской зоны отечественный флот не получал с 1990-го года.

Одним словом, этот заказ, особенно вкупе с корветами, не менее интересен для Северной верфи, чем постройка трех «уплывших» фрегатов для Индии. И особенно, если госбюджет будет вовремя перечислять деньги за выполненные работы. А будет так или нет – судостроители только гадают. Основные средства бюджета до 2015 года расписаны на ввод в строй новых подводных крейсеров — в Северодвинске сейчас строятся три атомных ракетоносца, и еще один должен быть заложен в 2007 году. На сооружение надводных кораблей дают то, что останется.

Тем не менее, «Северная верфь» не теряет надежды на новые заказы для ВМФ России – в частности, на эсминцы. А также рассчитывает получить $900-миллионный контракт на строительство двух фрегатов для ВМС Алжира – переговоры об этом уже довольно давно ведет «Рособоронэкспорт». Еще один экспортный контракт в ближайшие месяцы ожидают на небольшой питерской судоверфи «Судостроительная фирма Алмаз» — за $210 млн этот завод должен построить для Китая четыре десантных корабля на воздушной подушке типа «Зубр». В 1990-е года «Алмаз» уже продал два таких корабля Греции.

Пока этот заказ «не приплыл», можно считать, что для корабелов Петербурга эпоха миллиардных долларовых контрактов закончилась в 1990-е годы, вместе со сдачей трех фрегатов Индии и двух эсминцев Китаю. Балтийский завод, «собрат» Северной верфи по ОПК, отдрейфовав в сегмент коммерческого судостроения, ждет в этом году несколько крупных заказов – но, похоже, они не будут столь масштабными.

В 2007 году Балтзавод должен передать госзаказчику многострадальный ледокол «50 лет Победы», за время строительства которого успело устареть само его название. В этом же году судоверфь планирует дать два дизельных ледокола, которые будут обслуживать порт Приморск. Балтзавод в 2006-2007 году построил и передал (последний – 9 января) норвежской компании Fosen Mekaniske Verksteder два корпуса для океанских ролкеров, которые достраиваться будут уже в Норвегии. Руководство предприятия говорит, что с этим заказчикам продолжаются переговоры о возможности новых контрактов.

«Сосед» Балтийского завода – государственные Адмиралтейские верфи — сосредоточились сейчас на неатомных субмаринах и танкерах. В ноябре 2006 года завод начал строить очередную дизель-электрической подводной лодки 4-го поколения (проект 677, класс «Лада»), третьей в серии. Ее будут строить весь этот и следующий год, и должны сдать российском флоту в 2009 году. Контракт оценивается примерно в $100 млн. Первая лодка из этой серии уже проходит испытания и должна быть сдана ВМС РФ в этом году. Не исключено, что такие лодки будут экспортироваться – в частности, ими интересуется Индонезия и другие страны Азии.

С другой стороны, в сфере коммерческого судостроения верфь завершила крупный контракт «Совкомфлота», построив шесть танкеров дедвейтом 47 000 тонн, и в 2007 году собирается начинать строительство еще таких же трех наливных судов. Но главная задача «Адмиралтейских верфей» — заложить в 2007 году танкер грузоподъемностью 70 000 тонн для того же «Совкомфлота». А затем построить и второе танкер такого же дедвейта. Суда такой грузоподъемностью никогда раньше не строились на верфях Петербурга, и Адмиралтейские верфи здесь станут первопроходцами.

Им на пятки наступает Объединенная промышленная корпорация, которая хочет войти на мировой рынок строительства крупнотоннажных нефтевозов и газовозов дедвейтом от 80000 тонн, в том числе – танкеров, способных перевозить сжиженный природный газ, наиболее перспективный и востребованный на мировом энергетическом рынке продукт. Сооружаться такие суда будут на промышленной площадке Северной верфи, на которую будет переведено производство с Балтийского завода. По плану ОПК, «переезд» должен начаться в 2008 году и завершиться к 2011 году, а затем территорию к тому времени уже бывшего Балтзавода застроят элитным жильем. Акционеры ОПК отдают себе отчет, что этот проект, разработанный петербургским ЦНИИ технологии судостроения, необычайно затратный, но в то же время, только таким образом возможно создать в Петербурге самую современную в России судоверфь.

Что касается северодвинского завода Севмаш, то, как уже говорилось, именно на это предприятия попадут основные средства военно-морского бюджета. Три атомные подводные лодки находятся здесь в стадии постройки, четвертую начнут создавать в этом году. Помимо этого, гигантский северный завод по заказу ВМС Индии ведет ремонт и переоборудование тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Он был передан индийской стороне бесплатно с одним условием — модернизирован и оснащен техникой, вооружением и авиагруппой он должен быть на Севмаше. Общая стоимость контракта — около $1,5 млрд. На 2007 год приходится разгар работ, а новое рождение авианосца запланировано на 2008 год. Россия проведет также обучение индийского экипажа авианосца и создаст инфраструктуру базирования корабля в акватории Индийского океана.

Другим крупным заказом Севмаша стоимостью около 9,1 млрд руб., должна стать первая российская плавучая АЭС. Как ожидается, ее должны начать строить во второй половине 2007 года и завершить в 2010 году. Мощность станции невелика — 70 МВт, но она будет востребована как в полярных и труднодоступных регионах России, так и за рубежом. Причем интерес к такой станции уже сейчас проявляют потенциальные заказчики не только в северных странах: такой плавучий энергоблок можно использовать для электроснабжения и выработки тепла, а также, например, для опреснения воды.




[Все новости] [Предыдущая новость >>>]



Рекомендуемые схемы окраски

Быстрый выбор продукции